Бизнес планы » Готовый бизнес » Методы оценки бизнеса

Методы оценки бизнеса

Методы оценки бизнеса

Оценку бизнеса осуществляют с позиций трех подходов: доходного, затратного и сравнительного. Каждый подход позволяет подчеркнуть определенные характеристики объекта. Так, при оценке с позиции доходного подхода во главу угла ставится доход, как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта.

Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. При этом имеет значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс.

Оценщик, внимательно изучающий соответствующую рыночную информацию, пересчитывает эти выгоды в единую сумму текущей стоимости. Доходный подход — предполагает определение текущей стоимости будущих доходов, которые, как ожидается, принесут использование и возможная дальнейшая продажа собственности. В данном случае применяется оценочный принцип ожидания.

Хотя, как правило, доходный поход является наиболее подходящей процедурой для оценки бизнеса, полезно бывает использовать также сравнительный и затратный подходы. В некоторых случаях затратный или сравнительный подходы могут быть более точными или более эффективными. Во многих случаях каждый из трех подходов может быть использован для проверки оценки стоимости, полученной другими подходами.

Методы оценки при продаже бизнеса.

При покупке бизнеса одна из главных проблем — определение стоимости приобретаемой компании. Разумеется, у покупателя и продавца мнения по поводу стоимости бизнеса не всегда совпадают. Во всех случаях необходимо проведение оценки компании. До недавних пор в России не существовало собственных методических материалов, поэтому сейчас при любой оценке бизнеса применяют западные методики. Однако использовать их в условиях российского бизнеса зачастую невозможно без соответствующей адаптации и учета специфики хозяйственной деятельности отечественных компаний.

На Западе в условиях развитого фондового рынка хороший индикатор для определения приблизительной стоимости компании — биржевая котировка акций, которая умножается на количество эмитированных акций. Разумеется, окончательная стоимость зависит от размеров контрольного пакета и определяется в процессе переговоров сторон. Для России такой подход практически неприемлем — на открытом фондовом рынке котируются акции лишь нескольких крупнейших компаний. Поэтому оценка российского бизнеса строится на других принципах и подходах, которые также заимствованы из западной практики. Это:
• доходный;
• рыночный;
• затратный (на основе активов).


Доходный подход

Стоимость бизнеса определяется величиной ожидаемых доходов. Оценка базируется на том предположении, что потенциальный владелец не заплатит за бизнес сумму большую, чем текущая стоимость будущих доходов за интересующий его период.

Правильная оценка бизнеса

Правильно определить цену бизнеса важно как для его продажи, так и для стратегического управления успешной компанией. В экономической теории главная цель высшего менеджмента — увеличение стоимости бизнеса. Стоимости, которая состоит не только из сегодняшней прибыли, но и из ожидаемой, той, что собственники получат в будущем. Влияние на стоимость бизнеса — основной критерий любого управленческого решения. Увеличить ее можно тремя путями: произвести внутри предприятия изменения и за счет этого повысить долгосрочную прибыль предприятия; купить один или несколько бизнесов, позволяющих увеличить эффективность объединенной компании; продать те бизнесы, которые эту эффективность снижают. При продаже — как, впрочем, и при покупке — компании-собственнику придется столкнуться с оценкой бизнеса.

Ошибки при оценке инвестиций в бизнес


Типовые ошибки при оценке инвестиционных проектов. Е. Какаева. Конференция 'Роль аналитика в управлении предприятием'
Министерствами Российской Федерации (Минпромнауки, Минэкономразвития, Минатом России и др.) проводятся конкурсы высокоэффективных инвестиционных проектов на предоставление государственной поддержки за счет средств Федерального бюджета в форме кредитования, безвозвратного финансирования, государственных гарантий и др.

Опыт экспертизы подобных проектов, накопленный Межведомственным аналитическим центром в течение шести лет, позволяет выделить типовые ошибки допускаемые при их подготовке.

Подобные ошибки можно разделить на три группы:

ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта;
ошибки при выборе методики расчетов по проекту;
ошибки, допускаемые при проведении финансово-экономических расчетов.
Ошибки, связанные с оценкой рыночных рисков реализации проекта
В данном блоке наиболее распространенным недостатком является непроработанность маркетинговой стратегии предприятия. Недостаточно полное исследование рынка и конкуренции приводит к тому, что объемы реализации продукции во многих проектах существенно завышаются по сравнению с реально возможными. Часто для обеспечения плановых объемов реализации предприятие должно занять монопольное положение на рынке запланированного продукта (обеспечить рыночную долю в 50-80%). Однако в плане маркетинга не разрабатываются мероприятия по завоеванию и удержанию подобной рыночной позиции. Кроме того, риск 2-3-х кратного сокращения объемов реализации продукции не учитывается при проведении расчетов по проекту: он не закладывается в норму дисконтирования, не проводятся сценарные расчеты, не оценивается чувствительность проекта к изменению исходных данных его реализации и др.


Поделись ссылкой с друзьями!

Смотрите также другие бизнес планы:

  • Продажа бизнеса
    Подготовка бизнеса к продажеЕсли собираетесь продать свой бизнес главное точно взвесить все за и против а остальное дело техники и времени.В вопросе подготовки бизнеса к продаже можно выделить идеологические, технические и организационные моменты....
  • Как купить бизнес
    Как купить бизнесЕсли вы не хотите организовывать бизнес с самого начала то можете просто купить бизнес. Самые популярные из них сейчас салоны красоты и кафе. Часто их приобретают предприниматели для своих жен. Особенно часто покупаются автомойки,...
  • Особенности отдельных видов деятельности
    Особенности отдельных видов деятельностиНОВИЧКИ НА ТЕСНОМ РЫНКЕВ начале девяностых бывшие инженеры и научные работники с энтузиазмом шли в молодой и перспективный компьютерный бизнес. Однако с тех пор прошло уже почти полтора десятилетия, рынок...